Top.Mail.Ru
Государство в ответе: экспорт, закупки, кассы, перевозки
30.09.2019

Государство в ответе: экспорт, закупки, кассы, перевозки

Рабочая группа Государственного совета РФ отвечает на вопросы граждан, представителей малого и среднего предпринимательства о поддержке экспорта, закупочной деятельности и кассовом оборудовании.

Одна из целей нашей компании на 2019 год – наращивание объёмов экспорта и расширение географии поставок. В связи с этим мы бы хотели в полной мере воспользоваться мерами поддержки, которые предлагает Центр поддержки экспорта Челябинской области. Однако центр оказывает услуги только малому и среднему бизнесу. В настоящее время мы не попадаем под критерии малого и среднего предпринимательства, но к крупному бизнесу себя не относим. Поддержка, которую предоставляет РЭЦ, не в полной мере отвечает нашим потребностям. Считаем необходимым рассмотреть вопрос о корректировке критериев субъектов малого и среднего предпринимательства.

В настоящий момент критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого и среднего предпринимательства, определённые Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», гармонизированы с критериями основных торгово-экономических партнёров Российской Федерации (в том числе страны СНГ, ЕАЭС, ЕС). Гармонизация критериев позволяет проводить сопоставимый анализ и оценку сектора малого и среднего предпринимательства с учётом практики регулирования деятельности субъектов данной группы в зарубежных странах.

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона, для отнесения к категории субъекта малого или среднего бизнеса юридические лица и индивидуальные предприниматели должны соответствовать следующим условиям:

     —соблюдение требований к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица. То есть доля участия крупных компаний и крупных иностранных юридических лиц в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства ограничена 49%, а доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований не должна превышать 25%. Указанный критерий установлен в целях исключения из категории субъектов малого и среднего предпринимательства предприятий, чьи экономические возможности могут превышать возможности малого или среднего предприятия и которым государственная поддержка не требуется;

     —средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующих предельных значений: до 15 человек – микропредприятия; до 100 человек – малые предприятия; до 250 человек – средние предприятия. Увеличение предельного значения среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, используемого для цели отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства, на практике приведёт к ситуации, когда доступ к установленным указанным федеральным законом мерам поддержки получит широкий круг предприятий, которые по своим характеристикам можно отнести к низкопроизводительным (высокая занятость и несопоставимый годовой доход). С учётом актуальности задачи по повышению производительности труда в Российской Федерации, данная мера не поддерживается;

     —доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать следующих предельных значений: до 120 млн рублей – микропредприятия; до 800 млн рублей – малые предприятия; до 2 млрд рублей – средние предприятия.

При этом, в соответствии с указанным Федеральным законом, Правительство Российской Федерации наделено полномочиями своевременно принимать решения в отношении предельных значений дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства в целях учёта изменений в экономической конъюнктуре в стране.

Ныне действующие предельные значения дохода, полученного юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 №265 в рамках реализации п. 23 «Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 №98-р.

Также необходимо отметить, что реализация предложений по увеличению предельных значений среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и дохода, полученного юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, используемых для цели отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства, может привести к увеличению расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в целях поддержки экспортно ориентированных организаций (как крупных, так и относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства) осуществляется государственная поддержка организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности (соответствующая программа утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 №191).

В рамках данной программы организация может получить:

     —льготное экспортное и постэкспортное финансирование;

     —финансирование проектов по организации российских производств в иностранных государствах и проектов по организации экспортно ориентированных производств на территории Российской Федерации.

При этом в случае подготовки организацией корпоративной программы повышения конкурентоспособности (программа деятельности организации, направленная на повышение конкурентоспособности, увеличение объёмов производства и реализации такой продукции) указанная поддержка может быть представлена на ещё более льготных условиях.

Так, согласно условиям реализации данной программы, российская кредитная организация получает субсидию на цели снижения процентной ставки по экспортным и постэкспортным кредитам на 3% годовых и на 4,5% годовых – по финансированию, предоставляемому в рамках реализации корпоративной программы повышения конкурентоспособности.

Все последние изменения в законодательстве о закупках для государственных нужд идут на пользу производителей. Но не хватает системности и предсказуемости мер. План закупок заказчики часто оформляют за три дня до аукциона, а значит, возможности вести диалог нет. Возможно ли снижение стоимости железнодорожных перевозок в калининградском направлении до тарифа 10-01 на всём протяжении перевозки, включая территории сопредельных государств? Данная просьба подкреплена статистическими данными. С 2008 года грузооборот железной дороги Калининградской области сократился на 35%: с 19,1 млн тонн в 2007 году до 12,4 млн тонн в 2018 году. Показатели грузооборота Калининградского порта также уменьшились на 40%: с 15,3 млн тонн в 2007 году до 9,2 млн тонн в 2018 году. Таким образом, на сегодняшний день пропускные способности Калининградской железной дороги и порта загружены менее чем на 40%.

Для решения этой проблемы предусмотрено строительство двух паромов: одного – за счёт средств ФГУП «Росморпорт», второго – за счёт средств федерального бюджета. Паромы будут предназначены для перевозки железнодорожных составов, автомобильной техники, а также других накатных грузов, включая опасные грузы. Запуск в эксплуатацию паромов предполагается осуществить в конце 2020 года.

Существующий объём перевозок не обеспечивает полную загрузку, что является препятствием для эффективности паромного сообщения. Обеспечить эффективность возможно за счёт переключения части объёмов перевозок, следующих в настоящее время в прямом железнодорожном сообщении в Калининградскую область и обратно транзитом через Литовскую Республику и Республику Беларусь. По экспертной оценке, плата за транзитные перевозки по железнодорожным инфраструктурам Республики Беларусь и Литовской Республики российскими грузоотправителями составляет до 100 млн долларов в год. Переключение части объёмов железнодорожных транзитных перевозок на паромное сообщение «Усть-Луга – Балтийск» поспособствует перенаправлению денежных средств в транспортный комплекс Российской Федерации и транспортные компании.

Таким образом, по мнению Минтранса России, дополнительное снижение тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом может препятствовать развитию железнодорожно-паромного сообщения «Усть-Луга – Балтийск», что, в свою очередь, негативно отразится на обеспечении транспортной доступности Калининградской области и повысит геополитические риски в связи с зависимостью от действий иностранных государств.

Можно ли для обеспечения прохода балкеров класса Panamax расширить фарватер до 130 м и увеличить глубину до 15 м на участке Калининградского морского канала от устья до Светловского грузового узла?

На данный момент Калининградский порт работает на канале, который в любое время может быть закрыт из-за обрушения дамб, никогда не подвергавшихся капитальному ремонту. Глубина канала до Светловского грузового узла составляет 10,5 м, далее до Калининграда – 8 м. Наличие глубоководного порта увеличило бы привлекательность территории для размещения производств. Возможность использования судов класса Panamax в порту Калининграда позволит снизить расходы на фрахт в среднем на 10 долларов на тонну при транспортировке на расстояние до 5 тыс. км и увеличить грузооборот порта в 2 раза.

Можно ли изменить процедуру выдачи грузовой таможенной декларации на подкарантинную продукцию и предусмотреть возможность получения фитосанитарного сертификата в процессе транспортировки груза в страну импортёра, а также исключить избыточные для оформления процедуры экспорта документы?

В соответствии с Постановлением Правительства России от 19.09.2015 г. №995 для выпуска товара на экспорт требуется наличие фитосанитарного сертификата. Однако, согласно действующим внутренним регламентам, Россельхознадзор вправе задерживать судно для проведения анализов и выдачи фитосанитарного сертификата до 14 суток в порту отправления после окончания погрузки. Это приводит к затратам до 12 тыс. долларов за сутки демереджа судна. Также возникают трудности доставки груза точно в срок до покупателя и дополнительные расходы экспортера до 5 долларов на 1 т груза.

В международной практике происходит заключение соглашений между органами фитосанитарного и карантинного контроля, по которым при направлении груза напрямую на предприятия переработки к грузу не предъявляются фитосанитарные и карантинные требования и имеется возможность выпуска судна без наличия фитосанитарного сертификата с его последующим оформлением в процессе транспортировки груза морем до импортёра.

Очень остро стоит вопрос работы с каталогом товаров, работ и услуг (КТРУ). Коды заведены, но они не описаны, отсутствуют типовые ТЗ. Это касается, например, нашей позиции «26.60.12.129». Когда все КТРУ будут заполнены и размещены в ЕГИС?

В рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» принят Федеральный закон от 02.08.2019 №263-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данным Федеральным законом предусматривается расширение срока планирования закупок, осуществляемых у субъектов малого и среднего предпринимательства, до трёх лет, что будет способствовать возможности планирования субъектами малого и среднего предпринимательства своих потребностей в финансовых и трудовых ресурсах с целью принятия участия в закупках товаров, работ, услуг.

В настоящее время в законодательство о закупках внесён ряд существенных изменений, направленных на создание льготных условий участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства: сокращён срок оплаты по договорам – до 15 дней по Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и 30 дней по Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При этом внесён в Правительство РФ проект постановления, который:

     —сокращает сроки оплаты по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства до 15 дней, как это предусмотрено в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ;

     —введена электронная форма подачи заявок;

     —снижен размер платы за участие в закупках.

При этом, согласно Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», извещение о проведении аукциона, участниками которого являются любые лица, подлежит размещению в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (ч. 19 ст. 32 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ). Для субъектов малого и среднего бизнеса также предусмотрены льготные условия – не менее чем 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ чётко регламентированы сроки размещения заказчиками в ЕИС извещений о проведении закупок, которые позволяют поставщикам своевременно реагировать на потребности заказчиков и принять участие в закупке.

Относительно типовых технических заданий и типовых заявок на участие в закупках. В рамках реализации национального проекта по поддержке малого и среднего предпринимательства «Корпорация МСП» разрабатывает отдельный электронный ресурс, который позволит формировать типовые заявки по сходным товарам, работам, услугам, которые будут взаимно признаваться крупнейшими заказчиками. В настоящее время «Корпорация МСП» провела консультации с крупнейшими заказчиками (Роснефть, Росатом, ИнтерРАО, Россети, РЖД, ГК «Автодор» и др.) в целях выработки унифицированных требований к поставщикам и форм типовых заявок. Это упростит доступ к закупкам субъектов малого и среднего предпринимательства.

СПРАВОЧНО: В период 2015–2018 гг. наблюдается положительная динамика наращивания объёмов закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (с 1,511 трлн рублей в 2016 году до 3,264 трлн рублей в 2018 году) с одновременным увеличением количества номенклатурных позиций, закупаемых у малого и среднего бизнеса (с 8,4 тыс. позиций до более чем 360 тыс. позиций). В рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» планируется к 2024 году нарастить объём закупок у субъектов малого и среднего бизнеса до 5 трлн рублей, одновременно сформировав реестр производственных субъектов малого и среднего бизнеса – потенциальных поставщиков крупнейших заказчиков в количестве не менее 60 тысяч. В рамках реализации национального проекта по состоянию на 23 августа 2019 года объём закупок у 1 501 субъекта малого и среднего бизнеса составил 2,056 трлн рублей – это 68,53% от плана 2019 года. За аналогичный период 2018 года объём закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства составлял 1,942 трлн рублей. Таким образом, рост по сравнению с 2018 годом составляет 114 млрд рублей (5,8%).

В последние полгода часто сталкиваемся с ситуацией, когда заказчик при закупках требует на поставку продукцию определённых брендов и специально указывает, что не нуждается в аналоге. Мы считаем, что таким образом наносится ущерб здоровой конкуренции, что препятствует развитию малого бизнеса. Можно ли этот вопрос решить и законодательно прописать возможность поставки аналогов?

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путём создания участнику торгов преимущественных условий участия. Ограничение на использование продукта конкретной марки может рассматриваться как ограничение конкуренции.

На основе имеющегося описания проблематики, по мнению Минэкономразвития России, имеются признаки нарушения законодательства Российской Федерации. Функцией по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц наделён ФАС России.

Уровень информатизации и сетевого хозяйства отдалённых регионов в субъектах Российской Федерации не позволяет в полной мере реализовать задуманные планы по обеспечению хозяйствующих субъектов онлайн-кассами. Особенно тяжело процесс обновления контрольно-кассовой техники идёт в сельской местности, поскольку большинство населённых пунктов не имеют доступа к сети Интернет. Низкая рентабельность предприятия и отдалённость от районных центров в совокупности с затратами на приобретение, установку, обновление, обслуживание ККТ и сопутствующего оборудования делает бизнес местных предпринимателей малоприбыльным. Планы по достижению прозрачности финансовых операций в данном случае могут привести к обратным результатам – расширению теневого сектора экономики. Какие нововведения планируются в данном направлении?

В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» в отдалённых от сетей связи местностях, определённых в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удалённых от сетей связи, утверждённом органом государственной власти субъекта Российской Федерации, пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчёты в отдалённых или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), посёлков городского типа), указанных в перечне отдалённых или труднодоступных местностей, утверждённом органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчёта между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

При этом фискальный накопитель должен исключать возможность формирования фискального признака для фискальных документов по окончании срока действия ключа фискального признака и в случае, если через 30 календарных дней с момента формирования фискального признака для фискального документа не будет получено подтверждение оператора для этого фискального документа (за исключением случая применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных).

Указанная норма позволяет обеспечить деятельность пользователя контрольно-кассовой техники в случае возникновения не зависящих от него обстоятельств (временный сбой в работе технических средств, в том числе отсутствие связи). При этом передача данных произойдёт после устранения технических неполадок.

Таким образом, законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники учитывает различные факторы, влияющие на обязанность применения контрольно-кассовой техники.

Возврат к списку