Top.Mail.Ru
Государство в ответе: кредиты, субсидии, займы
27.09.2019

Государство в ответе: кредиты, субсидии, займы

Рабочая группа Государственного совета РФ отвечает на вопросы граждан, представителей малого и среднего предпринимательства о льготном кредитовании, субсидировании и государственных займах.

«К сожалению, с каждым годом всё меньше людей, проживающих в России, хотят работать в сферах строительства, благоустройства, обслуживания зданий и сооружений, коммунальных сетей, сферах, связанных с госимуществом. В данных направлениях в основном задействованы граждане СНГ. В скором времени даже в небольших населённых пунктах придётся нанимать приезжих. В связи с этим стоит вопрос уменьшения НДФЛ для нерезидентов РФ. В этом решении полностью поддерживаю. Ничего пока не поделаешь. У меня предложение – создать в каждом регионе центр размещения иностранных граждан, включающий предоставление общежития и питания, организацию доставки на рабочие места и т. д. Кроме того, в каждом муниципалитете региона можно открыть филиалы такого центра. Без финансовой субсидии государства таких центров не создать. Плюсы – налоги за проживание, патенты, конкретная прописка, распределение рабочей силы внутри области, контроль за передвижением».

Создание в каждом регионе центра размещения иностранных граждан (общежитие, доставка на рабочие места, питание и т. д.) с филиалами в каждом муниципалитете нецелесообразно, поскольку при привлечении в субъект Российской Федерации незначительного числа иностранных граждан это вызовет неоправданную нагрузку на бюджет.

Так, например, в 2019 году квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, в Воронежской области ограничена 15 единицами. Полагаем, что число иностранных граждан, осуществляющих в данном регионе трудовую деятельность на основании патента, также не приведёт к экономической целесообразности создания в регионе указанного выше центра. Федеральный закон №115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает предоставление при оформлении приглашений на въезд в Российскую Федерацию приглашающей стороной, в том числе гарантий жилищного обеспечения приглашённого иностранного гражданина в период его пребывания в Российской Федерации.

Иностранный гражданин, въезжающий в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, может рассчитывать на содействие принимающей стороны либо может самостоятельно снять жильё. Создание центров при свободном перемещении их жителей может привести к появлению этнических анклавов и социальному напряжению со стороны местного населения, проживающего рядом с такими центрами. При необходимости экстренного размещения иностранных граждан можно использовать центры временного содержания, находящиеся в ведении МВД России.

«В каком году в России кредитные ставки для малого и среднего бизнеса опустятся до европейского уровня в 2%?»

Снижение кредитных ставок для малого и среднего бизнеса зависит от денежно-кредитной политики Банка России. Снижение ключевой ставки Банка России возможно при отсутствии внешних и внутренних шоков для экономики.

«Министерство финансов России намерено сократить льготы по налогам для бизнеса к 2021 году на 35% – до 165 млрд рублей. Будут ли введены взамен какие-либо преференции? Деньги по национальному проекту по поддержке МСП пришли в региональные бюджеты только в середине июня. Из-за этого мероприятия, направленные на развитие бизнеса, в регионах только стартовали, что, несомненно, очень поздно. Удастся ли избежать этого в следующем году и какие будут приняты меры? По статистике, число МСП сокращается, несмотря на усилия Правительства. Планирует ли Минфин, кроме нацпроекта, другие механизмы поддержки в 2020 году для увеличения числа МСП в стране?»

Между Минэкономразвития России и правительством Пензенской области соглашения о предоставлении субсидии на поддержку малого и среднего предпринимательства заключены 7 февраля 2019 года. Следовательно, с указанной даты субъект РФ имеет право расходовать объёмы субсидии, предоставленные по соглашениям. При этом необходимо отметить, что предельные объёмы финансирования до субъектов Российской Федерации доводятся ежемесячно в соответствии с представляемым регионом прогнозом кассовых выплат.

При составлении прогноза кассовых выплат федерального бюджета Минэкономразвития России максимально учитывает потребность и пожелания регионов, ежемесячно доводя до бюджетов субъектов РФ значительные суммы субсидий (суммы субсидий распределяются в соответствии с прогнозами регионов). Вместе с тем, проанализировав кассовое исполнение, можно сделать вывод, что субъекты РФ не осуществляют расходов в запрошенном объёме.

Согласно данным ФНС России, опубликованным 10 августа 2019 года, по итогам 2018 года:

     —Число субъектов малого и среднего предпринимательства в Едином реестре субъектов МСП сократилось по сравнению с данными за 2017 год на 1,52% (с 5,92 млн до 5,83 млн);

     —Среднесписочная численность работников субъектов МСП сократилась по сравнению с 2017 годом на 3,81% (с 16 млн до 15,39 млн);

     —Число индивидуальных предпринимателей в Едином реестре увеличилось по сравнению с данными за 2017 год на 2,7% (с 3,28 млн до 3,37 млн).

В рамках национального проекта целевой показатель занятости в МСП на 2019 год установлен на уровне 19,6 млн человек. Базовое значение показателя на 1 июля 2018 года составляло 19,2 млн человек.

Текущее значение показателя фактически отражает занятость в сфере МСП по итогам 2018 года. При этом запуск национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на всей территории России не успел оказать влияние на рост данных показателей в связи с тем, что фактически его реализация была начата с 2019 года, а влияние на показатели сектора МСП можно будет оценивать только в 2020 году. Снижение показателей сектора МСП в 2018 году связано со снижением деловой активности субъектов МСП, подтверждаемым отрицательной динамикой данных индекса «ОПОРЫ РОССИИ» RSBI, достигшего по итогам 2018 года минимального значения за всё время наблюдения.

Исследование отражает мнение российских предпринимателей:

     —46% МСП отметили необходимость повышения цен в связи ростом НДС, что отражается на снижении продаж, сокращении выручки;

     —25% микропредприятий находятся на грани закрытия.

Цифры говорят о том, что возникла устойчивая тенденция спада деловой активности МСП. Помимо повышения НДС, негативное влияние на деловую активность субъектов МСП оказали следующие макроэкономические факторы:

     —Окончание действия пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков УСН, ПСН, ЕНВД;

     —Внедрение контрольно-кассовой техники.

Дополнительно необходимо учитывать следующие риски статистических колебаний показателей деятельности МСП в краткосрочной перспективе:

1.В настоящее время из Единого реестра МСП ежегодно исключаются предприятия, превышающие пороговые значения по среднесписочной численности работников и доходу. В 2018 году таких предприятий было порядка 1 500. При этом на средних предприятиях, согласно данным ФНС России, приблизительно трудится более 95 работников. Учитывая, что увеличение масштабов бизнеса может иметь временный, непостоянный характер, Минэкономразвития подготовлен проект федерального закона, предоставляющий таким предпринимателям возможность сохранить категорию МСП на срок до двух лет.

2.В 2018 году сведения о 539 тысячах индивидуальных предпринимателей были исключены из Единого реестра в связи с непредставлением налоговой отчётности. Необходимо учитывать, что большая часть мероприятий по снижению регуляторной нагрузки на бизнес будет проведена в первые годы реализации национального проекта в сфере МСП. При этом результаты таких мероприятий будут иметь отсроченный эффект, поскольку большая их часть ориентирована на «структурные» изменения сектора, изменение условий ведения предпринимательской деятельности.

Такие мероприятия реализуются по следующим направлениям:

     —Популяризация предпринимательской деятельности;

     —Трансформация делового климата;

     —Разработка переходного налогового режима, обеспечивающего плавный рост налоговой нагрузки по мере роста предприятий.

«Возможно ли дальнейшее снижение ставок льготного кредитования с текущих 8,5%? Будет ли это зависеть от отрасли? Будет ли расширен список отраслей для данного типа поддержки?»

Дальнейшее снижение ставок возможно в случае снижения ставки рефинансирования Банка России. Относительно расширения списка отраслей для поддержки в рамках «Программы 8,5» в настоящий момент разработан проект изменений данной программы, который в ближайшее время будет направлен в Правительство Российской Федерации.

В рамках предполагаемых изменений устанавливаются фиксированные ставки в размере 3,5% для кредитов, выдаваемых малым предприятиям, и в размере 3% – для кредитов, выдаваемых средним предприятиям.

Кроме того, будет:

     —Повышена верхняя граница для инвестиционных кредитов до 2 млрд рублей;

     —Добавлен ряд отраслей в перечень приоритетных: ресторанная деятельность, предоставление в аренду (за исключением лизинга) собственного недвижимого имущества (кроме земельных участков и жилых помещений) и собственного движимого имущества, деятельность в сфере розничной торговли, при условии, что субъект малого предпринимательства является микропредприятием (вне зависимости от того, где такой субъект малого предпринимательства зарегистрирован и (или) осуществляет свою деятельность (в том числе через свои филиалы и иные обособленные подразделения).

«Возможен ли переход от долгового финансирования к формату проектного либо венчурного финансирования? Это позволит значительно расширить возможности малого и среднего промышленного бизнеса. В рамках реализации Федерального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» предусматривается льготное финансирование предприятий-участников через Фонд развития промышленности. Это финансирование действительно очень льготное, но носит форму исключительно долгового финансирования».

Программа льготного кредитования Фонда развития промышленности (ФРП) для предприятий обрабатывающей промышленности, участвующих в национальном проекте, реализуется в рамках федерального проекта «Системные меры по повышению производительности труда», а не «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», как указано в вопросе. В стандарт ФРП «Условия и порядок отбора проектов для финансирования по программе «Повышение производительности труда» время от времени вносятся необходимые корректировки. В то же время предложенные варианты модификации программы в настоящее время не рассматриваются.

«В настоящее время методология определения показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест" базируется только на уровне оплаты труда и никак не привязана к самой производительности труда. Будет ли пересматриваться методологический подход к определению данного термина?»

Методика расчёта показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест» утверждена Приказом Федеральной службы государственной статистики от 14 ноября 2013 г. №449. В рамках реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» Приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2018 г. №748 утверждена методика расчёта показателей производительности труда предприятия, отрасли, субъекта Российской Федерации и методики расчёта отдельных показателей национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».

Показатель «Число высокопроизводительных рабочих мест» достаточно сложен и не имеет аналогов в мировой статистической практике. Исходя из его сути, данный показатель, безусловно, должен основываться на оценке уровня производительности труда. Измерение производительности труда в классическом виде основывается на показателе валовой добавленной стоимости (далее − ВДС). Данный показатель рассчитывается как величина ВДС, созданная единицей затрат труда в эквиваленте полной занятости.

При этом из-за особенностей формирования такие макроэкономические показатели, как добавленная стоимость, рекомендуется использовать на достаточно высоком уровне агрегирования, а не на микроэкономическом уровне. Ограничения, вызываемые прямым использованием макроэкономических агрегатов в расчёте производительности, усиливаются при переходе к более мелким группировкам (к примеру, отраслевым и региональным).

Кроме того, на основе таких расчётов невозможно получать оперативные оценки ВДС. В целях отнесения рабочих мест предприятий к числу высокопроизводительных могут использоваться также показатели, позволяющие аппроксимировать показатель ВДС. Таким показателем является оплата труда. Прослеживается прямая зависимость между размером оплаты труда и уровнем квалификации, необходимой для занятия работником рабочего места. Показатель оплаты труда, лежащий в основе методики формирования показателя «Число высокопроизводительных рабочих мест», является существенным элементом добавленной стоимости. Выбор данного показателя в качестве критерия определения рабочих мест организаций высокопроизводительными обусловлен тем, что он является универсальным показателем, применимым ко всем рыночным видам экономической деятельности.

Также показатель обеспечивает оперативность разработки данных, позволяет избежать обременения организаций дополнительной отчётностью, так как сбор данных для расчёта показателя осуществляется на основе имеющихся форм федерального статистического наблюдения, предоставляемых организациями и индивидуальными предпринимателями.

Возврат к списку