Top.Mail.Ru
Мой успех – это привлечение детей в сферу бизнеса
22.04.2021

Мой успех – это привлечение детей в сферу бизнеса

Своим опытом создания проектной деятельности с применением практических инструментов предпринимательства для детей с 12 лет поделился Семён Посельский – продюсер образовательных проектов, индивидуальный предприниматель.

Мой успех – это привлечение детей в сферу бизнеса

Он начал работу с молодёжью ещё в 2016 году, когда на базе Центра «Сосновый бор» впервые организовал республиканскую бизнес-игру «Эргиэн». Сегодня более 100 детей запустили собственные бизнес-проекты в рамках внеурочной деятельности «Эргиэн».


– Семён Семёнович, расскажите о себе.


– Я создаю и разрабатываю образовательный контент и проекты. Вот уже пятый год занимаюсь поддержкой и развитием детских предпринимательских инициатив.


– Где вы родились и выросли?


– Я родился в 1987 году в селе Чимнай Таттинского улуса. В школьные годы я был активным, участвовал во всех конкурсах и олимпиадах. Мне нравилось открывать для себя новые места, новые знакомства. С пятого класса активно стал увлекаться продажей и изготовлений собственных изделий – мастерил грабли, плечики, кухонные принадлежности. Создавал только необходимые в быту и хозяйстве вещи. В этом мне помогал отец, который и научил меня мастерить деревянные изделия. В свою очередь, мать научила делать финансовые расчёты доходов и расходов от проданных изделий.


Вначале я стал получать заказы от соседей, затем большим шагом для меня стал партнёрский договор с местным магазином по реализации моей продукции. Так я начал выстраивать цепочку продаж.

Мой успех – это привлечение детей в сферу бизнеса

Отец поддерживал все мои начинания. Накопив немалую сумму денег, получил первый опыт инвестирования от дяди Юрия, который занимался торговлей. Составив письменный договор займа, он у меня взял на 3 месяца 3000 рублей на покупку материалов. В то время это были хорошие деньги.


Очень благодарен родителям за поддержку во всех аспектах. Родительская помощь заключалась именно в практических советах, в знакомстве и сведении с нужными людьми, которые могут раскрыть практическую значимость профессий и занятий. Благодаря им ещё в детстве я получил ценный урок, который я передаю своим детям.


– Как вы пришли к мысли создать образовательный проект?


– Будучи студентом, я постоянно подрабатывал – убирал снег, раздавал рекламные листовки, мыл полы, был дворником. Совмещал работу с учёбой. Мне нравилось быть всегда в движении.


На четвёртом курсе стал руководителем продюсерского центра «Сайдам» при Культурном центре СВФУ. Создавали различные мероприятия, конкурсы, концерты, гастроли с участием звёзд студенческой эстрады. Студенчество было интересным и полезным. Даже после окончания учёбы я остался в культурном центре и параллельно работал над различными проектами.

Мой успех – это привлечение детей в сферу бизнеса

– Как вы стали предпринимателем? С чего начали?


– В 2009 году открыл собственное дело – решился всё-таки начать деятельность в направлении организации мероприятий и рекламной деятельности. Первый стартовый капитал был 10 тыс. рублей – поддержали родители. И как говорится, все закрутилось-завертелось. Амбиций было много, но из-за документальной неграмотности первый год начался со штрафов и замечаний. Забывал сдавать регулярные отчёты, взносы, что сильно помешало в развитии.


Так на собственном горьком опыте стал активно консультировать друзей и знакомых. Мне почему-то нравилось помогать другим. Я получал удовольствие от того, что друзья после моей помощи развивались, достигали хороших результатов. Возможно, сыграло то, что по профессии я преподаватель.

Мой успех – это привлечение детей в сферу бизнеса

– Как родился проект «Эргиэн»?


– В школе, где училась моя старшая дочь, активно стал заниматься общественной работой, проводил внеурочные занятия по бизнес-проектированию для детей старших классов. Мы с успехом организовали первую школьную бизнес-ярмарку. Так зародилась первая идея – создание школьной бизнес-игры «Эргиэн».


Два года экспериментировали и пробовали разные форматы игр. В конечном итоге получилась командная бизнес-игра. Условие игры – команда должна разработать бизнес-проект в течение двух часов по специальному заданию. Перед игрой всегда проводим мастер-класс по составлению бизнес-проекта.


И тут неожиданно пришёл срочный заказ на рекламное оформление мероприятия WorldSkills по направлению «Предпринимательство». Я познакомился с организаторами площадки, с директором финансово-экономического колледжа Викторией Захаровой. Она пригласила меня стать консультантом победившей команды. Получилось так, что во всероссийском этапе WorldSkills команда наших студентов заняла второе место. После этого директор колледжа пригласила меня стать педагогом кружка «Юный предприниматель».


Поэтому началом нового этапа в своей жизни могу считать 2016 год. Этим же летом при поддержке директора МОБУ МГ «Айыы Кыhата» Лидии Шамаевой отправились на республиканскую педагогическую ярмарку, где заняли призовые места. На нашу бизнес-игру обратил внимание эксперт ярмарки, известный тьютор Дмитрий Титов. Он предложил поддержку и организацию бизнес-игры на республиканском уровне. И в этот момент началась новая жизнь – выезды и поездки в разные уголки республики.


Год посвятил выездным турам. Собрали мощную команду активных ребят из 17 районов и организовали первую смену в ЦДОД «Сосновый бор». Я очень благодарен директору центра Яне Ивановой за поддержку моего проекта. С этого времени проект стал ежегодным, поэтому пришлось всецело отдаться ему.

Мой успех – это привлечение детей в сферу бизнеса

Каждый год ищу новые форматы и векторы развития. Первые годы учили детей составлять и разрабатывать проекты, в последующие года решили заниматься реализацией проектов. Во время поездок познакомился с очень активной школой – Майинской СОШ им. В.П. Ларионовой, которая занимается развитием детского предпринимательства. Мы стали работать вместе, я для них стал педагогом дополнительного образования.


Мы начали с практических экспериментов по развитию направлений. Первый массовый проект – производство брусничного варенья с десятью различными вкусами. Получили сертификацию на продукцию и стали реализовать в Якутске через торговые сети «Сахаагропродукт».


– Как вы придумали название «Эргиэн»?


– Все спрашивают, почему игра называется «Эргиэн». «Эргиэн» в переводе с якутского означает «торговля, предпринимательство». Я решил увековечить наш язык на уровне рабочих терминов. Я всегда мечтал, видел, проецировал слово «эргиэн» в деловом процессе. Что в итоге так и стало. Сейчас всех детей стали называть «эргиэновцами», «эргиэннэр» и «эргиэн оҕолоро».


– Как вы видите себе перспективы развития вашего бизнеса?


– Мы каждый год ставим большие планы по развитию нашего направления. Начали с обучения детей бизнес-планированию, затем реализация проекта. Теперь продукция детей активно продается на школьных бизнес-ярмарках, реализуется через торговые сети. В этом сильно помогли компании «Бичик» и «Сахачай».


Мы помогаем школам в оформлении сертификации продукции. И вот несколько лет назад пришла идея создать журнал о детях, как «Форбс», и YouTube-канал.

Мой успех – это привлечение детей в сферу бизнеса

– Отразился ли на вашем бизнесе экономический кризис?


– 2020 год стал для нас некой перезагрузкой. Годом анализа пройденных этапов и новых начинаний. В это время мы активно работали над созданием образовательного контента для детей. Не выходя из дома, мы провели серию практических занятий для детей всех улусов. Сейчас они активно стали заниматься созданием сувенирной продукции, подарочных наборов и изделий.


– Что важно в предпринимательстве?


– Для предпринимателей должно быть важно стать и быть полезными. Полезность должна проявляться в продукте и услуге. Из этого формируется потребность. Для тех, кто хочет стать предпринимателем, есть только один совет – уметь прислушиваться к мнению людей, подстраиваться и адаптироваться под их потребности и желания. Ведь успешный предприниматель – это тот человек, который может то, чего не могут другие люди.


– Какие дальнейшие планы?


– Сейчас работаем над идеей настольной бизнес-игры для продвижения в других регионах, странах. Чтобы через практику и игровой процесс дети смогли постичь основы командообразования и раскрыли свои навыки.


Хочу всем пожелать непрерывного развития, читайте больше профильной литературы и совершенствуйте свои навыки.


Возврат к списку