Top.Mail.Ru
Государство в ответе: реестры, проверки, импорт
30.09.2019

Государство в ответе: реестры, проверки, импорт

Рабочая группа Государственного совета РФ отвечает на вопросы граждан, представителей малого и среднего предпринимательства о реестрах для МСП, проверках, штрафах и сборе ТКО.

Просьба рассмотреть возможность создания Государственного реестра обязательных требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, скомпонованного по видам экономической деятельности и содержащего требования всех контролирующих и надзорных органов.

В настоящее время неосведомлённость предпринимателей категорий МСП и их юристов об обязательных требованиях в установленных сферах деятельности приводит к штрафам. Кроме того, данная проблема повышает уязвимость бизнеса перед нечестными на руку консультантами, обещающими разрешение несуществующих проблем. Создание государственного реестра позволит каждому субъекту предпринимательства ещё на стадии регистрации ознакомиться с исчерпывающим объёмом запретов и предписаний в рамках конкретного ОКВЭД.

В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности каждый контрольно-надзорный орган обязан информировать предпринимателей о перечнях нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих проверяемые обязательные требования, а также о мерах ответственности за нарушения.

Кроме того, важным шагом будет начатая работа по подготовке «Белых книг» – руководств по соблюдению обязательных требований для отдельных отраслей. Это большая и ответственная работа, требующая времени и ресурсов. В ней должны активно участвовать общественные объединения предпринимателей.

Можно ли возобновить ранее отмененную процедуру оценки регулирующего воздействия для законопроектов в области налоговых ставок и льгот, а также установить период вступления в законную силу налогов, сборов, льгот для субъектов предпринимательства не ранее чем по истечении одного года с момента их принятия?

Проекты актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регулирующие, среди прочего, отношения по взиманию налогов и сборов в РФ, подлежат оценке регулирующего воздействия, которая проводится федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ. Указанные проекты актов вносятся в Правительство с заключением об оценке регулирующего воздействия, подготовленным Министерством экономического развития Российской Федерации. Правила проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 №1318, не содержат исключений в отношении законопроектов, в том числе регулирующих налоговые ставки и налоговые льготы.

В соответствии со ст. 5 Налогового кодекса РФ, федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Действующий порядок вступления в силу указанных федеральных законов неоднократно признавался Конституционным Судом Российской Федерации разумным и способствующим поддержанию режима стабильных условий хозяйствования (например, Постановление 02.07.2013 №17-П). Кроме того, согласно п. 2 ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 26.07.2019 №200-ФЗ «О внесении изменения в статью 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации», федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты до дня внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Можно ли запретить внеплановые проверки предприятий субъектов МСП без получения жалобы заинтересованного лица, публикаций в СМИ или иных явных признаков нарушения обязательных норм и правил? Просьба рассмотреть возможность создания единой службы государственного контроля в рамках Прокуратуры РФ или органа исполнительной власти, чтобы за одну плановую проверку можно было проверять сразу все установленные требования и выдавать единое предписание.

Что считать явным признаком нарушения? Обращение заинтересованного лица и даже публикация в СМИ могут быть недостоверными. В рамках реформы государственного контроля внеплановые проверки предлагается проводить на основании индикаторов риска, то есть установленных показателей, свидетельствующих о высокой вероятности нарушений и причинения вреда охраняемым ценностям. Поручения Правительства Российской Федерации действительно являются основанием для каждой шестой-седьмой внеплановой проверки. Возможно, следует проработать этот вопрос в Правительстве РФ.

Создание предлагаемой единой службы контроля предполагает, что её инспекторы будут обладать всеми возможными знаниями по обязательным требованиям, которые подлежат проверке в рамках государственного контроля. Кроме того, одновременная проверка предприятия на соблюдение всех касающихся его обязательных требований может фактически приостановить деятельность субъекта.

Возможно ли пересмотреть размеры административных штрафов в части соразмерности тяжести совершённого правонарушения, допустить судебное снижение наложенных штрафов для всех видов субъектов административных правонарушений, а также снижение более чем на 50% минимального размера штрафа?

В настоящее время ведётся подготовка новой редакции Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), в рамках которой размеры административных штрафов должны быть соотнесены с важностью нарушенных обязательных требований.

Данные предложения нашли отражение в Концепции нового КоАП РФ, опубликованной 10 июня 2019 года на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Так, в разделе 3.1 Концепции отмечено, что в целях комплексного совершенствования Особенной части действующего КоАП РФ представляется необходимым критически оценить и пересмотреть на основе анализа реальной правоприменительной практики санкции действующих норм Особенной части КоАП с целью определения обоснованности и правомерности существенного ужесточения за прошедшие годы практически всех мер административной ответственности (административных наказаний), а также устанавливать административную ответственность, соразмерную характеру и степени общественной вредности противоправного деяния, с учётом общего риск-ориентированного подхода при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора) и применении мер административного принуждения (п. 4 и п. 8).

Также при подготовке нового КоАП должен быть решён вопрос о целесообразности назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьёй Особенной части КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом имущественного и финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности (абз. 2 п. 2.4.3.3 Концепции).

Кроме того, в новом КоАП РФ предлагается распространить механизм уплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа не только на административные правонарушения в области дорожного движения, но и на иные административные правонарушения, за исключением некоторых видов административных правонарушений (например, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан), а также предусмотреть возможность применения данной преференции, помимо физических лиц, и к иным субъектам административной ответственности (п. 6.1 Концепции).

В соответствии с п. 3.1 и п. 3.2 Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 04.06.2019 №ДМ-П4-29пр,, Минюсту России с участием Верховного Суда Российской Федерации, заинтересованных федеральных государственных органов и организаций поручено приступить к разработке проекта нового КоАП, основываясь на положениях Концепции, и в срок до 1 марта 2020 года внести в Правительство Российской Федерации соответствующий законопроект, обеспечив последующее введение его в действие с 1 января 2021 года.

Можно ли предусмотреть привлечение предпринимателей к ответственности или отказ в предоставлении государственных услуг только в случаях грубого нарушения установленных правил?

В соответствии с ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», основания для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Таким образом, вопрос установления оснований для отказа в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, в том числе степени детализации и формализации таких оснований, в настоящее время решается профильными нормативными правовыми актами.

Вместе с тем паспортом Федерального проекта «Цифровое государственное управление», утверждённым Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 28.05.2019 г. №9), предусмотрена задача по комплексной переработке законодательства Российской Федерации, регулирующего предоставление государственных и муниципальных услуг. Одним из целевых показателей указанного федерального проекта является снижение доли отказов в предоставлении государственных услуг.

В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности и подготовки новой редакции КоАП РФ планируется претворить в жизнь следующий принцип: при обнаружении нарушения обязательных требований, которые не являются особо важными, а также не повлекли за собой причинение вреда, предприятию выдаётся предписание об устранении нарушений; административная ответственность должна применяться только в том случае, если по итогам оценки исполнения предписаний нарушения не были устранены.

Можно ли создать единый реестр мер государственной поддержки бизнеса с публикацией в нём сведений об организациях, которым оказывалась поддержка, и результатов конкурса на предоставление указанной поддержки по аналогии с системой государственных закупок?

В настоящий момент в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» создаётся сервис «Мой бизнес: господдержка МСП». Целью создания сервиса является упрощение и повышение эффективности взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с органами государственной власти и организациями инфраструктуры поддержки МСП при получении услуг и мер поддержки, предназначенных для МСП.

Создание сервиса предполагает внедрение интерфейса, позволяющего субъекту МСП или физическому лицу быстро получить набор услуг и мер поддержки, востребованных при создании нового бизнеса и создании нового направления действующего бизнеса.

Внедрение сервиса обеспечит повышение доступности входящих в него услуг, снижение административных барьеров, сокращение временных, материальных и финансовых затрат на предоставление и получение услуг, а также будет способствовать повышению удовлетворённости граждан.

Реализация сервиса «Мой бизнес: господдержка МСП» позволит предприятиям МСП:

      —Получать услуги и меры поддержки в электронном виде;

      —Существенно сократить время на поиск и получение услуг и сервисов;

      —Оперативно выбрать банк для получения микрозайма и пройти процедуры одобрения кредита онлайн;

      —Получить льготную ставку по кредиту;

      —Получить оперативный доступ к электронной базе данных нежилых помещений и выбрать недвижимость с минимальными арендными ставками.

В рамках реализации национального проекта в целях формирования Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки (далее – Реестр) Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 02.08.2019 №279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях формирования Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки».

В настоящее время сведения о предоставленной поддержке субъектам МСП не агрегируются, в связи с чем для получения информации о предоставляемой конкретному субъекту МСП поддержке необходимо обращаться к различным реестрам, размещаемым на официальных сайтах органов и организаций, оказывающих поддержку МСП.

В соответствии с Федеральным законом, ведение Реестра осуществляется ФНС России. Реестр будет размещён на официальном сайте службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на основе сведений о субъектах МСП – получателях поддержки, включаемых в соответствующие реестры органов и организаций. Определяется перечень поставщиков таких сведений и порядок их предоставления в ФНС России.

Реализация положений федерального закона позволит обеспечить:

      —Открытый и регулярный доступ к сведениям о поддержке, предоставленной конкретным субъектам МСП, в целях обеспечения адресности, обоснованности и повышения эффективности ее предоставления;

      —Оценку результатов оказания поддержки субъектам МСП и корректировки на этой основе состава и объёмов реализуемых мер поддержки.

Первое размещение сведений, содержащихся в Реестре, на официальном сайте ФНС России будет осуществлено 20 декабря 2020 года.

Можно ли конкретизировать в НК РФ недопустимые действия предпринимателей, в частности ограничение на создание нескольких юридических лиц; ограничение числа юридических лиц, работающих в спецрежимах, принадлежащих одному лицу и т. п.?

Данная мера позволит бизнесу построить предсказуемые взаимоотношения с налоговыми органами. В настоящее же время правоприменительная практика применяется «задним числом» и достаточно неопределённым образом. Критерии «дробления бизнеса» не конкретизированы в законодательстве и фактически определяются правоприменительными решениями налогового органа.

Вопросы создания юридических лиц, в том числе одним учредителем, не являются предметом правового регулирования НК РФ.

В ст. 54.1 НК РФ урегулированы вопросы пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов. Согласно указанной статье, не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. При отсутствии указанных обстоятельств по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй НК РФ при соблюдении одновременно следующих условий:

      —Основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачёт (возврат) суммы налога;

      —Обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключённого с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Полагаем, что положения указанной статьи обеспечивают возможность защиты прав добросовестных налогоплательщиков. В отношении лиц, применяющих специальные налоговые режимы, сообщается, что в соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, применять упрощённую систему налогообложения не вправе организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (за исключением случаев, оговоренных в указанном подпункте).

Согласно пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности не вправе переходить организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.

Можно ли внести изменения в соответствующие статьи части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, скорректировав перечень признаков, при которых параллельный импорт будет считаться допустимым? В настоящее время Конституционный Суд России разрешил параллельный импорт в особых случаях, но не конкретизировал перечень этих случаев, что приводит к отсутствию параллельного импорта и удорожанию товаров.

В настоящее время в Российской Федерации, согласно ст. 1487 ч. IV Гражданского кодекса Российской Федерации, не является нарушением исключительных прав на товарный знак использование товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот непосредственно правообладателем или с его согласия на территории Российской Федерации (национальный принцип исчерпания права).

В то же время на территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), государством – членом которого является Российская Федерация, действует региональный принцип исчерпания права на товарный знак (Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года) (Договор ЕАЭС). Согласно Договору ЕАЭС, не является нарушением исключительных прав на товарный знак использование товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот непосредственно правообладателем или с его согласия на территории одного из государств – членов ЕАЭС. Отмечаем, что, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2018 года № 8-П, принцип исчерпания исключительного права на товарный знак применяется во взаимосвязи с регулированием принципа исчерпания прав международными договорами, участником которых является Российская Федерация, в том числе Договором ЕАЭС.

Учитывая обязательства Российской Федерации в рамках Договора ЕАЭС, внесение изменений в Кодекс по установлению международного принципа исчерпания права на товарный знак (параллельного импорта) возможно после введения соответствующих изменений в Договор ЕАЭС.

В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации, инициировано рассмотрение на площадке Евразийской экономической комиссии вопроса об изменении принципа исчерпания исключительного права на товарный знак на территории ЕАЭС.

Переговоры на площадках ЕЭК продолжаются. В частности, состоялось обсуждение вопроса на Евразийском межправительственном совете 27 ноября 2018 года и на заседании Консультативного комитета по интеллектуальной собственности при Коллегии ЕЭК 13 марта 2019 года.

Можно ли ввести понятие «консолидированный отходообразователь», разрешив его выбирать договором между собственниками (арендаторами) нескольких помещений в одном здании или на одной территории? Это позволит консолидированно собирать ТКО, в том числе осуществлять раздельный сбор на площадках, имеющих несколько собственников.

В настоящее время отсутствует понятие консолидированного отходообразователя, что приводит к необходимости заключения каждым отходообразователем договора на вывоз твёрдых коммунальных отходов (ТКО), даже если они находятся в одном здании и пользуются одним контейнером для ТКО.

В п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона №89-ФЗ, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Согласно требованиям ст. 19 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Кроме того, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

На основании п. 4 ст. 23 Закона №89-ФЗ внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

Одновременно с этим, согласно ст. 4 Закона №89-ФЗ, право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. В силу требований ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества (отхода) несет его собственник (если иное не предусмотрено законом или договором).

Вопросы права собственности на образованные арендатором отходы и обязанность по соблюдению требований при обращении с отходами регулируются в рамках договорных отношений, к которым, применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и, в соответствии с которым, стороны самостоятельно определяют предмет и условия соблюдения такого договора.

При этом собственник отходов I-IV классов опасности, передаваемых контрагентам, обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, в частности обеспечить легитимную утилизацию отходов и подтвердить указанные намерения, а в случае нарушения контрагентами установленных требований будет нести всю предусмотренную действующим законодательством ответственность.

Кроме того, если в договоре, заключенным юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) со специализированной организацией, оказывающей услуги по дальнейшему использованию и обезвреживанию отходов, предусмотрен переход права собственности на отходы к данной специализированной организации, то обязанность по соблюдению требований природоохранного законодательства переходит к специализированной организации.

Одновременно с этим, в соответствии со ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа.

Согласно п. 15 Правил обращения с ТКО, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Таким образом, регулирование деятельности в области обращения с ТКО регулируется в рамках Закона № 89-ФЗ.

В связи с изложенным, предлагаемая мера по законодательному закреплению понятия «консолидированный отходообразователь», по мнению Минприроды России, представляется избыточной.

Возврат к списку