Top.Mail.Ru
Тест на выживание: как сельский туризм на Алтае пережил кризисы
27.11.2020

Тест на выживание: как сельский туризм на Алтае пережил кризисы

Умение подстраиваться под изменчивый мир не раз помогало жительнице Чарышского района Алтайского края Ларисе Пастуховой остаться в бизнесе. Пандемия коронавируса, которая началась в этом году, не исключение. Бизнес-леди рассказала о туризме, трудностях и поддержке государства.

Тест на выживание: как сельский туризм на Алтае пережил кризисы

Начинали с сельских магазинов


Лариса и Сергей Пастуховы в своё время окончили Алтайский институт искусств и культуры. Там, кстати, они и познакомились. После он предложил возлюбленной уехать вместе в село – родной Сентелек (Чарышский район). Свой «шалаш» на постоялом дворе бизнесмены построили чуть позже, сначала молодая пара занялись торговлей.

«Это были 90-е годы, когда только-только начало развиваться частное предпринимательство. В районе в то время вообще не было частных магазинов. И мы стали первыми, кто их открыл. Постепенно расширились до трёх точек», – вспоминает Лариса.


Торговали продуктами, хозтоварами, косметикой и т.д. Всё шло хорошо до 2008 года, пока на рынок не зашли федеральные торговые сети. Нужно было придумывать что-то новенькое.


Банька на колесах и избушка 1939 года

«Сельское хозяйство нас никак не привлекало. Не наше это. Хотелось чего-то творческого – не зря ведь институт культуры окончили. В итоге решили попробовать заняться туристическим бизнесом. Поток диких туристов в район уже тогда был большой. При этом после себя они оставляли кучи мусора. Сама ситуация подсказала, что нужно начать развивать цивилизованный отдых в наших краях», – рассказывает Лариса.


Пастуховы были первопроходцами в этом деле. В 2008 году открыли свой первый кемпинг, арендовав 1,5 га муниципальной земли на берегу Чарыша. Крутились, как могли: сдавали места под стоянку, придумали передвижную баню на колесах.

«Поняв, что нам всё это реально нравится, доставляет удовольствие, решили продолжить, – признается Лариса. – Это ведь очень важно, чтобы твоё дело тебя захватывало».

Тест на выживание: как сельский туризм на Алтае пережил кризисы

На следующий год Пастуховы выкупили рядом с берегом участок с деревянной избушкой 1939 года постройки площадью 24 м2. Кстати, домик этот до сих пор жив – его отреставрировали, привели в порядок территорию, сейчас здесь разбит туркомплекс.

«В 2009 году я прочитала в газете, что в Алтайском крае приняли ведомственную целевую программу по сельскому туризму. А это значит, что можно было получить от государства деньги на развитие бизнеса. Я быстро собралась и поехала в Барнаул в управление по сельскому хозяйству – тогда они этим занимались. Рассказала о себе, своих планах. Видимо, я настолько горела своим делом, что мне всё одобрили! Дальше – больше, мы стали участвовать во всевозможных госпрограммах для сельского туризма! Это давало отличную финансовую поддержку», – признаётся Лариса.


Однако столь активная жизненная позиция Пастуховых поначалу пришлась не к душе местным жителям. Любое новшество в деревне воспринималось в штыки, как покушение на родные просторы. Пришлось на деле доказывать, что туризм в Сентелеке – это то, благодаря чему район может жить и развиваться. Сейчас, глядя на семейную пару бизнесменов, и другие местные жители стали строить в своих усадьбах летние домики для туристов, предлагать различные туристические услуги, организовывать кемпинги и т.д.


Ежегодно семья предпринимателей получают по программе поддержки сельского туризма [была принята в 2009 году] 50–150 тыс. рублей. Были и более весомые вложения. Так, например, в 2013–2014 году удалось получить грант в размере 1 млн рублей, а также субсидии на строительство инфраструктуры на туркомплексе.


Пандемия – не беда!


Бизнес-тренеры говорят, что любой кризис – это своеобразный тест на выживание: слабых убивает, сильных делает ещё сильнее. Самым тяжёлым периодом Лариса называет… нет, вовсе не нынешнюю пандемию коронавируса, а паводки. В 2014 году Чарышский район накрыло наводнение.

«В тот момент мы только начали строить новый туристический дом – купили лес, пригнали технику. Причём средства были выделены по одной из госпрограмм, и мне необходимо было отчитаться за них. А тут грянул паводок, и все брёвна попросту уплыли прямо у нас на глазах, – вспоминает предпринимательница. – Мы были в полном шоке! Спасибо управлению по туризму – не оставили нас в беде, выдали субсидию, благодаря которой мы смогли заново всё купить».


Через два года вновь паводок – снова убытки. Но любые трудности эту семейную пару бизнесменов только закаляли. Поэтому пандемия для них – вообще не проблема.

«Да, финансово от простоя мы, конечно, потеряли. Но я искренне вам скажу, что мы оптимисты. Причём неисправимые. Поэтому сейчас выстроили более жёсткий график приёма туристов. Пришлось в два раза больше работать. В любом случае мы нагнали упущенные месяцы», – говорит Лариса.

Тест на выживание: как сельский туризм на Алтае пережил кризисы

Кстати, обслуживают туркомплекс Пастуховы сами, своей семьей, без привлечения наёмной силы. Поэтому работы всегда много – надо успеть и порядок в домиках навести, и территорию поддерживать на уровне, а ещё вечерком заварить ароматный чай из местных трав для туристов и поговорить с ними по душам…

«На самом деле я очень благодарна сложившейся ситуации за то, что она дала нам возможность сделать то, до чего не доходили руки, – например, провели свет в "Ауловские плесы", начали строить новый гостевой домик. А ещё в рамках антикризисной поддержки фонд "Мой бизнес" одобрил нам заявку на разработку сайта. Из любой ситуации нужно уметь извлекать выгоду, сидеть сложа руки – вообще не вариант», – говорит Пастухова.


К Пастуховым едут отдыхать туристы из Питера, Москвы, Севастополя и других регионов. Как только гости подъезжают к туркомплексу, разуваются и практически больше не надевают обувь те две недели, которые здесь находятся. Говорят, что мягче травушки муравушки нигде не встречали.

Возврат к списку