Top.Mail.Ru
В Тульском регионе внедряют экспортный стандарт
17.08.2021

В Тульском регионе внедряют экспортный стандарт

Подводя итоги первого полугодия, министр промышленности и торговли Тульской области Вячеслав Романов констатировал, что объём экспорта в регионе с января по июнь увеличился на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По этому показателю область занимает 6-е место в Центральном Федеральном округе.

В Тульском регионе внедряют экспортный стандарт
Фото: Андрей Варенков / РИА Новости

Основная тягловая сила здесь приходится на крупный бизнес. В мире, как и раньше, заинтересованы в продукции тульских химиков, металлургов и оборонщиков. Но не следует забывать, что Президент Владимир Путин поставил перед страной стратегическую задачу увеличить объём экспорта к 2030 году на 70%.


Если рассматривать ситуацию в проекции на Тульскую область, то здесь ведущим отраслям промышленности мог бы помочь и малый бизнес, не говоря о среднем. Работа в этом направлении уже ведётся, маховик запущен. Достаточно сказать, что по итогам 2020 года экспорт в регионе превысил 3 млрд долларов. И почти 1,4 млрд долларов США составил региональный объём экспорта за 5 месяцев текущего года. По словам Романова, торговыми партнёрами Тульской области стали ОАЭ, Китай, США, Беларусь, Турция, Польша, Эстония, Казахстан, Иордания, Чехия и другие страны.


В последнее время регион начал экспортировать сельхозпродукцию, а также традиционные тульские лакомства – пряники и белёвскую пастилу. Последние как раз и выпускаются малыми предприятиями. Так что ощутимый сдвиг налицо.

«Наша кондитерская фабрика вышла на достаточные объёмы, чтобы поставлять пряники на экспорт. Но, как ни странно, тормозом в этом деле послужило их качество. Из-за того, что в выпечке мы используем натуральные ингредиенты, у неё небольшой срок годности – всего 40 суток, – рассказывает генеральный директор КФ «Сладкая сказка» Ирина Полякова. – А пока продукция пройдёт таможню с нашей стороны, растаможку за границей и дойдёт до потребителя, она станет чёрствой. Думаем, как выйти из ситуации. Но портить пряники консервантами я не собираюсь ни при каких условиях».


Напомним, что жизненный цикл любого экспортного проекта состоит из нескольких частей. Начинается с маркетингового исследования, выбора рынков и поиска покупателей. Дальше, пожалуй, самый непростой момент – переговоры с партнёрами и подписание контракта. Затем нужно адаптировать товар, его упаковку под местные требования, подготовить документацию для конкретной страны. А потом – само производство, таможня, логистика и валютные платежи.


Региональная власть и институты поддержки бизнеса с программой «Промышленный экспорт» помогают предпринимателям делать первые шаги на международных рынках. Она предусматривает льготное кредитование по инвестиционным кредитам на производство, ориентированное на экспорт, постэкпортное финансирование, международный факторинг и многое другое.


Многочисленные локдауны во всём мире изменили положение дел. Кое-что изменилось и в поддержке бизнеса.


Так, на платформе «Мой экспорт» появилась информационная система «Одно окно». Теперь в режиме единого окна экспортёры могут получать массу услуг. Речь идёт, например, о сопровождении экспортного контракта, международной сертификации продуктов, размещении запросов на международных электронных торговых площадках, участии в выставках и другое. Планируется перевести выдачу разрешительных документов в онлайн-формат.


Чтобы выявить экспортный потенциал того или иного региона и создать комфортную среду для экспортёров, на федеральном уровне разработали систему документов под общим названием Региональный экспортный стандарт, версия 2.0.


В Тульской области вырос показатель экспорта продукции. Он разделён на три блока. По первому из них регионы должны сформировать инфраструктуру для привлечения инвестиций в те сферы, которые дадут рост экспорта, создать условия, чтобы экспортировать начало как можно больше предприятий малого и среднего бизнеса. Второй блок включает первоочередные меры поддержки начинающих, а третий – рекламу предприятий как внутри региона, так и за рубежом.


По мнению Романова, Тульская область осваивает и внедряет экспортный стандарт опережающими темпами. Начинающие могут обратиться за помощью в Российский экспортный центр (РЭЦ), региональный Центр поддержки экспорта или Центр поддержки МСП «Мой бизнес» в Туле. Для оперативного решения задач на уровне региона создан Экспортный совет при губернаторе.

«Наше предприятие несколько лет занимается экспортом полуфабрикатов и продукции из индейки. Но раньше это было частично через посредников, а теперь мы стараемся выйти на внешние рынки полностью самостоятельно. Недавно я отправила заявку в РЭЦ для того, чтобы они помогли найти новых потенциальных партнёров за рубежом на определённые виды продукции. Заявка рассматривается не более 30 дней. Надеемся, у нас всё получится.
Вообще, на мой субъективный взгляд, успех в экспорте зависит от востребованности продукта или услуги. Сейчас мы поставляем индейку в страны СНГ, а также во Вьетнам и Китай. Начинаем получение сертификата «Халяль» для того, чтобы поставлять полуфабрикаты в Саудовскую Аравию, Арабские Эмираты и Катар.
Малому и среднему бизнесу не стоит бояться внешних рынков, тем более что по времени процедура с оформлением документов сейчас максимально ускорена», – Светлана Захарова, менеджер по экспорту ЗАО «Краснобор».


Возврат к списку