Top.Mail.Ru
Государство в ответе: зарплаты, налоги и выплаты
27.09.2019

Государство в ответе: зарплаты, налоги и выплаты

Рабочая группа Государственного совета РФ отвечает на вопросы граждан, представителей малого и среднего предпринимательства о доходах, зарплатах, налогах и выплатах.

На предпринимателей Крайнего Севера возложена двойная нагрузка в виде выплаты государственных гарантий для жителей региона и начисления страховых взносов на вышеуказанные государственные гарантии. В этой связи говорить о конкурентоспособности «северного» бизнеса не приходится. Когда налоговым законодательством будет предусмотрено исключение из налогооблагаемой базы по страховым взносам сумм, выплаченных в качестве государственных гарантий для жителей Крайнего Севера?

В рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» определена задача по сокращению дифференциации условий ведения предпринимательской деятельности субъектами МСП, зарегистрированными в районах Крайнего Севера.

Подготовленные Минэкономразвития России предложения учитывают исключение из налогооблагаемой базы по страховым взносам сумм, выплаченных в качестве государственных гарантий для жителей Крайнего Севера. Вопрос сейчас проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с планом мероприятий по реализации национального проекта, предложения должны быть утверждены до конца 2019 года.

При этом ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусматривает, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

С 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует гл. 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Положениями НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

При этом не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера (пп. 2 п.  3 ст. 422 НК РФ). Учитывая вышеизложенное, упомянутые суммы районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, применяемых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являются объектом обложения страховыми взносами.

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон №165-ФЗ), обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона, одним из видов социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховыми случаями признаются, в частности, достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. 1.1 ст. 7 Федерального закона №165-ФЗ).

Исходя из положений ст. 4 Федерального закона №165-ФЗ, основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются, в том числе:

     —Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствами обязательного социального страхования;

     —Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

     —Обязательность уплаты страхователями страховых взносов.

Законодательством Российской Федерации устанавливается определённый уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счёт поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Такой подход основан на страховых принципах, присущих системе обязательного социального страхования, и обеспечивает эквивалентность доходов и расходов этой системы.

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, в отличие от налогов, являющихся обязательными, индивидуально безвозмездными платежами, взимаемыми с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ), уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования.

В частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально возмездные обязательные платежи (в отличие от налога – безвозмездного платежа, не имеющего адресной основы), которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию или, в случае если гражданин – пенсионер, права на перерасчёт получаемой пенсии.

Также необходимо отметить, что гражданам, работающим по трудовым договорам, в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством выплачиваются:

     —Пособие по временной нетрудоспособности;

     —Пособие по беременности и родам;

     —Ежемесячное пособие по уходу за ребенком, –

целевым предназначением которых является частичное возмещение работнику заработка, утраченного в связи с заболеванием, травмой, беременностью и родами и (или) в связи с уходом за малолетним ребёнком.

Став ИП, мы ежегодно перечисляем в пенсионный фонд дополнительно 1% от оборота. Для нас данная сумма является существенной, в нашем случае речь идёт о сумме совокупно около 0,5 млн рублей. Мы хотели бы знать, куда конкретно идут эти деньги, и хотим попросить о возможности следить за их «движением», принимать решение об их расходовании или накоплении.

Выплата указанных пособий осуществляется за счёт страховых взносов, уплачиваемых работодателем в Фонд социального страхования Российской Федерации с заработка работника (застрахованного лица). В соответствии с законодательством Российской Федерации, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребёнком исчисляются из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.

Таким образом, включение в перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, сумм районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, применяемых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренных ст. 315 ТК РФ, приведёт к уменьшению размера выплат страхового обеспечения данным работникам по соответствующим видам обязательного социального страхования, например пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребёнком, размера пенсии.

Реализация упомянутого предложения приведёт к недопоступлению доходов в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в бюджет ПФР, и, в условиях складывающегося дефицита бюджета ПФР, к увеличению трансферта на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, данное предложение может создать прецедент для включения в перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, иных видов выплат работодателей в пользу своих работников.

Учитывая изложенное, предложение об освобождении работодателей от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с вышеупомянутых выплат не поддерживается.

Право на получение пенсии распространяется и на индивидуальных предпринимателей. При этом пенсионные права индивидуальных предпринимателей формируются по тем же правилам, что и в случае с наёмными работниками. Однако есть и свои нюансы. Речь идёт об особенностях учёта страхового стажа и правилах уплаты страховых взносов в ПФР.

Количество пенсионных коэффициентов индивидуальных предпринимателей рассчитывается исходя из объёма страховых взносов, уплаченных в ПФР. Расчёт суммы обязательных платежей для предпринимателей состоит из фиксированной и переменной частей. Первая – ежегодно устанавливается положениями НК РФ и в 2019 году равна 29 354 рублям. Переменная часть платится только теми предпринимателями, доход которых за расчётный период (год) превышает 300 тыс. рублей. Ставка для переменной части – 1% от суммы, превышающей 300 тыс. рублей.

В России пенсионная система практически на 100% имеет солидарный характер, она общероссийская, а не отдельная для каждой категории работающих. Солидарная (распределительная) пенсионная система построена на нескольких принципах, основным из которых является принцип выплаты и индексации текущих пенсий за счёт средств работающего поколения (солидарность поколений), то есть она основана на перераспределении средств от одних категорий граждан к другим.

Таким образом, размер пенсии индивидуальных предпринимателей напрямую зависит от сумм перечисленных страховых взносов. Уплаченные предпринимателями взносы конвертируются в их пенсионные права, а деньги направляются на текущую выплату пенсий действующим пенсионерам.

Индивидуальные предприниматели, как и все граждане России, не достигшие пенсионного возраста, имеют возможность в личном кабинете гражданина на сайте ПФР получать информацию о состоянии индивидуального лицевого счёта в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе об уплаченных суммах страховых взносов.

Также такие граждане имеют возможность познакомиться с информацией о сформированных пенсионных правах в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе получить сведения о:

     —Стаже;

     —Страховых взносах, направленных на формирование страховой и (или) накопительной части пенсии;

     —Заработной плате;

     —Количестве пенсионных коэффициентов и др.

СПРАВОЧНО: Общими условиями для реализации права на получение пенсии являются достижение пенсионного возраста и требование к минимальной сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов. В 2019 году, с учётом поправок, вступивших в силу с 1 января, мужчины смогут выйти на пенсию в возрасте 60,5 лет, женщины – при достижении 55,5 лет. Минимальное количество индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) должно быть не менее 16,2. Напомним, что законодательством предусмотрен поэтапный рост этого показателя до отметки в 30 ИПК к 2025 году.

Есть ли налоговые каникулы для предпринимателей, оказывающих услуги в сфере образования и культуры? Какие преференции для предпринимателей этого сегмента уже существуют или, возможно, готовятся к внедрению?

В соответствии с п. 4 ст. 346.20 НК РФ и п. 3 ст. 346.50 НК РФ, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и применяющих упрощённую систему налогообложения или патентную систему налогообложения, осуществляющих предпринимательскую деятельность в социальной и (или) научной сферах.

Виды предпринимательской деятельности в социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0%, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Возможно ли прекратить постоянные реформы по отношению к работе малого и среднего предпринимательства, а также оказывать более активную адресную помощь перспективным предприятиям на старте их деятельности?

В настоящее время все основные направления работы в отношении малого и среднего предпринимательства определены в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который реализуется Минэкономразвития России с участием заинтересованных ведомств и организаций.

Мероприятия национального проекта и входящих в его состав федеральных проектов реализуются с конца 2018 года. В качестве примера можно привести эксперимент по применению специального налогового режима – налога на профессиональный доход (НПД) – в четырёх пилотных регионах: в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Количество зарегистрированных самозанятых граждан уже превысило 160 тыс. человек.

Важно отметить, что одним из ключевых показателей национального проекта является общий прирост к 2024 году численности занятых в сфере МСП на 5,8 млн человек. Достижение целевого показателя национального проекта будет обеспечиваться в том числе и за счёт решения задач по легализации самозанятых (2,4 млн человек).

Получение статуса самозанятого позволяет вести деятельность в упрощённом порядке без необходимости сдачи отчётности и без постановки на учёт в налоговом органе. Для некоторых граждан это станет первым шагом на пути открытия бизнеса.

Сейчас рассматривается вопрос об увеличении числа регионов – участников эксперимента по применению НПД.

В настоящее время Минэкономразвития РФ оценивает запросы самозанятых граждан на меры поддержки и планирует до конца 2019 года внести поправки в Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части предоставления доступа к отдельным видам поддержки.

Министерством также реализуется федеральный проект «Популяризация предпринимательства», в состав которого включен комплекс мероприятий, направленных на вовлечение в бизнес молодых предпринимателей. Основные цели проекта – формирование положительного образа предпринимательства среди населения Российской Федерации, а также вовлечение граждан в сектор МСП.

В рамках реализации федерального проекта «Акселерация малого и среднего предпринимательства» в субъектах Российской Федерации создаются и функционируют центры «Мой бизнес», которые позволяют сформировать в регионе сервисную модель оказания поддержки субъектам МСП, что включает предоставление информационно-консультационной, имущественной, финансовой поддержки, поддержки субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере инноваций и модернизации производства, а также экспорта товаров, работ и услуг.

Помимо комплекса мер поддержки, оказываемых в формате «одного окна» в центрах «Мой бизнес», Минэкономразвития выделяет субсидии бюджетам субъектов РФ в целях предоставления субсидий субъектам МСП, осуществляющим деятельность в моногородах.

Субсидии предоставляются по следующим направлениям:

     —Создание и развитие центров дневного времяпрепровождения детей (1,5 млн рублей);

     —Создание и развитие дошкольных образовательных центров (15 млн рублей);

     —Субсидирование части затрат субъектов социального предпринимательства (1,5 млн рублей).

Кроме того, за счёт средств федерального бюджета ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» предоставляет гранты субъектам МСП на:

     —Разработку и создание производства инновационной продукции под задачи крупного российского бизнеса;

     —Создание и (или) расширение производства инновационной продукции;

     —Осуществление НИОКР в сфере спорта, городской среды, экологии, социального предпринимательства.

На эти цели в 2019 году выделено 4,5 млрд рублей. По итогам 2019 года планируется поддержать 207 малых инновационных компаний.

Предприниматели сегодня всё чаще выбирают патент как систему налогообложения, так как она меньше ударяет по карману. Мы – семейное кафе и пользуемся данной системой. Основное условие – 50 кв. м торговой площади. Этого не хватает, чтобы качественно организовать игровое и досуговое детское пространство, обеденную зону, бар и кухню. Наши обороты не такие высокие, как у кафе и ресторанов, в которых продаётся алкоголь. При этом мы понимаем, что без расширения площади нам сложно развивать бизнес, но на этот шаг мы не идём, так как не справимся с налогообложением. Например, в первый месяц работы кафе без патента при валовом объёме продаж в 300 тыс. рублей мы отдали налог на прибыль в размере 50 тыс. рублей. Возможно ли изменить условия выдачи патента для бизнеса в сфере детского и семейного досуга? Например, увеличить квадратуру торговой площади и сумму годовых валовых продаж?

В соответствии с НК РФ, патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями в отношении предпринимательской деятельности в сфере услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м по каждому объекту организации общественного питания.

В отношении услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания, площадь зала обслуживания которых более 50 кв. м, индивидуальные предприниматели могут применять упрощённую систему налогообложения. А если указанная площадь не превышает 150 кв. м – систему налогообложения в виде ЕНВД

В соответствии с НК РФ, патентная система налогообложения вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации определяет основные параметры применения патентной системы налогообложения, в том числе виды деятельности, размер потенциально возможного дохода, от которого считается размер налога (ставка закреплена НК РФ и составляет 6%).

Так, у субъекта Российской Федерации есть право устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в рамках патентной системы налогообложения в зависимости от количества обособленных объектов (площадей) в отношении вида деятельности «услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м по каждому объекту организации общественного питания».

Считаем возможным проработать вопрос об увеличении размера площади помещения в целях применения патентной системы налогообложения, что позволит дополнительно поддержать малые предприятия, заинтересованные в расширении собственного бизнеса.

Почему в регионах такие низкие зарплаты? Их размер не позволяет людям реализовать свой потенциал, мечты, простые экономические идеи. Какие инструменты созданы за последние 5 лет в целях международного сотрудничества? Минэкономразвития понизило прогноз по росту реальных доходов населения в 2019 году с 1 до 0,1%. А в 2020 году доход вырастет на 1,5%. Инфляция в стране 4–5%. Почему бы не приравнять рост зарплаты и инфляцию? Зарплата выросла на 1%, а инфляция составила 5%. Разве это рост доходов россиян?

Пересмотр прогноза по темпу роста реальных доходов населения на текущий год (до 0,1% по сравнению с 1%, прогнозируемым ранее) был обусловлен прежде всего их фактической динамикой. В январе-июне показатель снизился на 1,3 процентных пункта (ниже ожиданий Минэкономразвития), несмотря на достаточно высокие темпы роста реальных заработных плат (по оценке Росстата, +2,1 процентных пункта за первые 7 месяцев года).

Такая динамика показателей доходов населения связана в первую очередь с продолжающимся в этом году нарастанием дисбаланса на рынке потребительского кредитования. Темп роста задолженности по потребительским кредитам (кредиты населению, за исключением жилищных кредитов) в текущем году находится в диапазоне 22–24 процентных пункта, при этом аннуализированные темпы роста с коррекцией на сезонность в марте-апреле 2019 года превышали 25 процентных пунктов SAAR.

Быстрое расширение потребительского кредитования сопровождается ростом долговой нагрузки заёмщиков, который приобретает черты социальной проблемы. По данным Банка России, соотношение «платёж/доход» новых заёмщиков в сегменте «кредиты наличными» в I квартале 2019 года составило в среднем 43,9%.

При этом у 15% заёмщиков соотношение «платёж/доход» превышает 70%, что приводит к существенному ухудшению уровня жизни заёмщика. В этих условиях отрицательный вклад процентных платежей в динамику реальных располагаемых доходов населения достиг –0,7 процентных пункта в 1П19. При этом, с учётом реализации Банком России мер по ограничению рисков в сфере потребительского кредитования, ожидается замедление роста данного сегмента рынка (до 20 процентных пунктов в текущем году и до 4 процентных пунктов – к концу 2020 года). В дальнейшем прогнозируется выход на темпы роста, близкие к динамике доходов населения.

В результате постепенного снижения давления на динамику реальных располагаемых доходов со стороны долговой нагрузки населения, а также роста доходных компонент за счёт реализации мер социально-экономической политики реальные располагаемые доходы в 2020–2024 гг. после околонулевой динамики, ожидаемой по итогам текущего года, выйдут на траекторию роста с ускорением до 2,4% к 2024 году.

Также необходимо отметить, что показатели «реальные располагаемые доходы населения» и «реальная заработная плата», разрабатываемые в рамках прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, уже учитывают прогнозируемый уровень инфляции. Так, при ожидаемом Минэкономразвития росте индекса потребительских цен в среднем за 2019 год на 4,7% (3,8% на конец года), прогнозируемый реальный рост заработной платы на 1,5% соответствует её номинальному увеличению на 6,2%. Аналогично с реальными располагаемыми денежными доходами: рост показателя на 0,1% в реальном выражении соответствует увеличению на 4,7% в номинальном выражении

Таким образом, в прогнозный период ожидается увеличение денежных доходов и заработной платы темпами, превышающими инфляцию. В проекте федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021–2022 гг. расходы на оплату труда прочих категорий работников федеральных государственных учреждений (не определённых указами Президента Российской Федерации) предусмотрены исходя из индексации в 2019 году с 1 октября – на 4,3%, в 2020 году с 1 октября – на 3,8%, в 2021 году с 1 октября – на 4%, в 2022 году с 1 октября – на 4%.

Прочим категориям работников (не определённым указами Президента Российской Федерации) индексация заработной платы в 2014–2017 гг. не проводилась. Вместе с тем индекс потребительских цен (ИПЦ) за 2014–2017 гг. вырос на 38,3%.

СПРАВОЧНО: Меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, входят в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ). Согласно ст. 134 ТК РФ, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Просим принять закон Калининградской области, вводящий с 1 января 2020 года инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный ч. 2 ст. 286.1 НК РФ. Вычет представляет собой стоимость приобретения объектов основных средств, затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, уменьшает налог на прибыль. Данным вычетом смогут воспользоваться все представители МСП, не являющиеся резидентами СЗФО.

Согласно НК РФ инвестиционный налоговый вычет предоставляется по налогу на прибыль организаций и уменьшает сумму налога на сумму расходов на приобретение, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение отдельных категорий основных средств.

Следует отметить, что на территории Калининградской области действует Федеральный закон от 10.01.2006 №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», предоставляющий максимальные налоговые преференции для компаний-резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, в частности по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций.

Кроме того, налог на прибыль организаций формирует 26% налоговых доходов областного бюджета и является вторым по значимости источником доходов Калининградской области.

В этой связи предоставление на территории Калининградской области инвестиционных налоговых вычетов по налогу на прибыль организаций с целью стимулирования обновления их основных фондов с учётом действующих на территории региона льгот и преференций в настоящее время является преждевременным.

Возврат к списку