2/3 замечаний в связи с угрозой издержек бизнеса учитывается в рамках ОРВ

22.05.2020

2/3 замечаний в связи с угрозой издержек бизнеса учитывается в рамках ОРВ

Процедуре оценки регулирующего воздействия (ОРВ) исполнилось 10 лет. 15 мая 2010 г. было принято Постановление Правительства России № 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Данный документ впервые закрепил процедуру оценки регулирующего воздействия в российском законодательстве. Полномочия по проведению ОРВ были возложены на Минэкономразвития, где для этих целей был создан Департамент оценки регулирующего воздействия. Его первым директором стал Алексей Херсонцев, который в настоящее время занимает должность статс-секретаря – заместителя министра экономического развития России, в том числе курирующего вопросы ОРВ.

2/3 замечаний в связи с угрозой издержек бизнеса учитывается в рамках ОРВ

По словам Алексея Херсонцева, внедрение ОРВ стало одной из главных мер по улучшению инвестиционного климата.

«Минэкономразвития всегда уделяло большое внимание созданию благоприятной регуляторной среды. Это, в свою очередь, возможно только тогда, когда бизнес активно вовлечён в нормотворческий процесс и разработку актов, затрагивающих его интересы. Благодаря оценке регулирующего воздействия, в которой бизнес является полноправным участником, мы претворили этот принцип в жизнь», – подчеркнул Алексей Херсонцев.

«С появлением процедуры ОРВ началась активное изменение нормотворческого процесса. Следующей вехой стал запуск портала regulation.gov.ru, который ознаменовал переход к принципиально новому уровню открытости и прозрачности работы с проектами актов. На сегодняшний день на портале опубликовано более 60 тысяч документов и зарегистрировано почти полмиллиона пользователей. По масштабу и охвату у портала regulation нет аналогов нигде в мире», – рассказал замминистра Вадим Живулин, руководивший Департаментом ОРВ с 2011 по 2018 год.


Проводимая в России работа по внедрению ОРВ и других регуляторных инструментов была высоко оценена на международном уровне: в 2016 году Российская Федерация стала полноправным участником Комитета ОЭСР по регуляторной политике и на постоянной основе принимает участие в его заседаниях.


С 2010 по 2019 годы Минэкономразвития подготовило 9 482 заключений об ОРВ, из них 3 188 заключений носили отрицательный характер и указывали на недостаточно проработанные требования и положения, которые могли повлечь избыточные расходы субъектов предпринимательской деятельности. В среднем разработчиками учитывается 61% замечаний, поступивших в ходе оценки.


На первом этапе ОРВ проводилась только на федеральном уровне, однако с 2014 года эта процедура вводится в регионах и муниципальных образованиях. На данный момент ОРВ внедрена во всех субъектах Российской Федерации. Только в 2019 году на региональном уровне было подготовлено 4 691 заключение об ОРВ, на муниципальном – 10 496 заключений. В 42% субъектов Российской Федерации ОРВ проводится не только в отношении актов органов исполнительной власти, но и актов, разработчиками которых являются законодательные органы власти.


Как отметил директор Департамента обеспечения качества предоставления государственных услуг населению и выполнения государственных функций Виталий Злобин (руководил Департаментом ОРВ с 2018 по 2020 год), процедура ОРВ помогла изменить само отношение к процессу создания нормативных правовых актов.

«Изменилась культура нормотворчества, органы власти начали более ответственно подходить к созданию нормативных актов, стали открытыми к диалогу и поиску компромиссов. На этом строится доверие между бизнесом и государством и, как следствие, эффективная система регулирования и государственного управления в целом», – сообщил Виталий Злобин.

«Институт ОРВ стал неотъемлемой частью законодательного процесса, без него невозможно проведение масштабных реформ в этой сфере. Например, ОРВ станет фильтром для новой системы обязательных требований, которая сейчас формируется в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины". Для нас это гарантия того, что каждое из требований будет рассмотрено и оценены все связанные с ним экономические риски», – рассказал директор департамента регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия Александр Литвак.


По его словам, среди других направлений развития ОРВ – расширение сферы оценки на проекты нормативных правовых актов, влияющих на социально-экономическое развитие регионов, цифровизация нормотворчества и последовательное внедрение в него стандартов ОЭСР.

Подписывайтесь, чтобы быть в курсе новых событий и свежих советов