Миллион чашек в месяц

20.03.2020

Миллион чашек в месяц

Основатель и акционер компании One Group Сергей Румянцев рассказал, как построить самую быстрорастущую сеть кофеен в стране.

Основатель и акционер компании One Group Сергей Румянцев

– Как возникла идея кофейного бизнеса?


– Начнём с того, что рынок кофе – один из самых маржинальных. Думаю, в ближайшие 3–5 лет он быстро вырастет. Конкуренция вроде огромная, но мало крупных системных игроков. Растёт кофейная культура – культура молодых. И понятно, что подрастающее поколение будет всё больше взрослеть и свои привычки понесёт с собой во взрослую жизнь. А «кофе на вынос» до сих пор одна из самых востребованных привычек индустрии.


Конкретно история наших кофеен началась со звонка теперь уже моего партнёра, который на тот момент жил в Ставрополе. У меня тогда был венчурный фонд S&P Capital. Будущий партнёр предложил мне вложиться в производство кофе. Я порекомендовал построить розничную сеть. Человек не побоялся, приехал с женой в Москву, и мы открыли первую кофейню в октябре 2016 года. Так и появился бренд One Bucks Coffee. Я изучил полностью этот бизнес: сам научился варить кофе, проехал несколько десятков поставщиков – пробовал булочки, бутерброды, тестировал упаковку. В 2018 году появился ещё один проект – One Price Coffee. «Всё по 60 рублей», с хорошим качеством кофе и свежей продукцией. Со временем у меня появились партнёры, а кофеен становилось больше, и мы запустили своё производство по обжарке кофе в Москве. Сначала был небольшой объём, сейчас 25–30 тонн жарим в месяц. Входим в топ-5 спешл-обжарщиков в России. Уже открыли около 150 кофеен в 12 регионах, большая часть – по франшизе. И сегодня мы продаём миллион чашек в месяц.

One Bucks Coffee

– Как выбирали названия для проектов One Bucks Coffee и One Price Coffee?


– One Bucks Coffee – это фиксированная цена. Идея была в том, чтобы сделать нижнюю линейку «по доллару». Тогда не было дешёвого кофе, и идея зашла: «бакс» – слово, которое все знают с 90-х, – мы сознательно написали с ошибкой… и это сработало! Сейчас таких кофеен уже 20.


По мере развития мы поняли, что для международного роста нужен другой бренд. Так появился One Price Coffee, и он сейчас более масштабный – 130 кофеен. Кстати, в прошлом году этот проект был признан самой быстрорастущей сетью в России.

One Price Coffee

– В чём ваша фишка?


– Помимо истории с фиксированным прайсом, очень важен и сам продукт. Кофе мы ставим во главу угла: мы тщательно отбираем его, прослеживаем весь путь зёрен от плантации до наших кофеен. Наши сотрудники даже летают в Бразилию, где каждый урожай отбирают фермеров и брендируют наши мешки.


Кроме того, мы очень внимательно относимся к персоналу, обучаем и развиваем наших сотрудников. Сегодня у нас один из самых больших учебных центров бариста в России – 250 человек в месяц выпускаем.


– И сколько в среднем длится курс обучения?


– Каждый бариста, который приходит в наш центр, обучается 7 дней.

One Price Coffee

– Вернёмся к кофейням. Вы сказали, что в основном сегодня это франшизы. В чём преимущества конкретно вашей франшизы?


– Во-первых, что очень важно для франшизы, быстрый и недорогой вход. Тут надо понимать, что рынок кофейных франшиз тем и хорош, что требует небольших капитальных вложений. Открытие точки обойдётся в 1,5–2 млн руб.: 450 тысяч – паушальный взнос, 7% – роялти. Никаких других взносов нет. Если выбранное место «не пошло», ты можешь забрать 60–70% вложений, перевести их в другое место – и попробовать ещё раз. Это достаточно гибкий формат. Из 130 кофеен, которые мы открыли по франшизе, 5–7 «не пошли» из-за неудачной локации и были перенесены в другое место. Это очень низкий процент неудач.


Раз уж заговорили о локации, то стоит отметить, что мы сами тщательно отбираем места для открытия кофеен и просчитываем разные модели. У нас есть меморандумы по взаимодействию со всеми сотовыми операторами: мы открываем кофейни в салонах «Мегафона», «Теле 2», «МТС» и «Билайна», они с удовольствием берут наш бренд в коллаборацию. Мы можем достаточно много мест предложить партнёрам. У нас выстроены долгосрочные отношения с арендодателями ещё со времен телекома – и это ещё одно наше преимущество.

One Bucks Coffee

– Кто может купить вашу франшизу?


– Несмотря на то, что вам откроют бизнес практически «под ключ» и всему обучат, я всё-таки считаю, что бизнесом нужно заниматься. Именно поэтому мы не берём совсем новичков, а ищем людей хотя бы с минимальным опытом или тех, кто 100% нацелен на результат.


От бизнесмена требуется только желание, первичный капитал и способность учиться и зарабатывать. Открытие «островка» – самой дешёвой кофейни – обойдётся в 700–800 тысяч рублей (это без паушального взноса). А самая дорогая точка – в 2–2,5 млн. Есть кофейни, которые окупаются за 3–4 месяца. Средняя окупаемость составляет 15–18 месяцев. Кофейня должна делать оборот 1,2–1,5 млн рублей в месяц. При этом предприниматель может зарабатывать порядка 200–250 тысяч чистой прибыли.



– И последний вопрос. Всё-таки нельзя игнорировать происходящее сегодня, поэтому хочется от вас каких-то прогнозов. Повлияет ли на ваш бизнес экономическая ситуация?


– Ситуация коснётся всех, но кризис – это время возможностей. Я уже пережил три кризиса и выработал иммунитет. Какое-то очищение после каждого кризиса происходит. Самое главное – выждать, а потом занять лидерскую позицию на рынке.


Сейчас думаем о расширении. Хотим открыть One Price Market, который будет заниматься больше едой, чем кофе. От стран СНГ и Европы есть запросы на расширение производства, так что в будущее мы смотрим с оптимизмом.

Основатель и акционер компании One Group Сергей Румянцев

СПРАВОЧНО:

С 1996 года Сергей Румянцев работал в международных компаниях на разных должностях («Бритиш Американ Тобакко Россия», Diageo, METRO Cash & Carry, Nike).

В 2004 году стал коммерческим директором группы компания «Связной, а уже в 2008 году в качестве генерального директора курировал развитие розничной сети салонов связи «МТС». За три года было открыто более 2 500 магазинов. До сих пор эта сеть считается одной из самых крупных среди операторов связи. Проект увеличил прибыль «Связного» в несколько раз, а Сергей стал миноритарным акционером и с тех пор работал в партнёрстве с главой компании.

После смены состава акционеров в 2014 году ещё несколько лет был вице-президентом «Билайна», но наёмный труд больше не приносил ему удовлетворения.

В апреле 2016 года Сергей основал венчурный фонд S&P Capital и стал вкладываться в развитие различных проектов. Из 300 бизнес-проектов, рассмотренных за 1,5 года, было проинвестировано более 15 (на каждый – по $150–200 тысяч). Среди них – сеть коворкингов «Рабочая Станция», центр детского развития «Парк детского периода», event-агентство «Мандариновая Лиса», компания Skillaz, сеть кофеен и ряд других розничных сетевых продуктов. 3 из 15 проектов заработали и окупили все вложения. Один из них – кофейный бизнес.

Подписывайтесь, чтобы быть в курсе новых событий и свежих советов