Малый и средний бизнес выходит из пандемии

07.07.2020

Малый и средний бизнес выходит из пандемии

Московский кредитный банк (МКБ) проанализировал влияние ограничительных мер на обороты компаний сегмента МСБ и их деловую активность.

Малый и средний бизнес выходит из пандемии

Оценка динамики выручки, проходящей через терминалы в течение полугодия, показывает, как малый бизнес пережил пандемию. В среднем на одну компанию МСБ оборот по эквайрингу в сравнении с 2019 годом даже вырос на 4% и составил 1 069 742 руб. в месяц, средний чек в целом по сегменту вырос на 1% за год и составил 825 руб. Часть компаний МСБ выиграли в результате пандемии, часть очень быстро восстановилась в июне.


МСБ, которые успешно прошли пандемию


У продуктовых магазинов снижение оборотов наблюдалось незначительное – на 10% в апреле, в июне обороты даже превысили февраль на 14%.


У небольших АЗС оборот в июне также превысил февральский, вслед за снижением доходов в апреле на 27%, в мае был рост на 30%, колебания среднего чека тут были незначительные.


Алкогольные магазины в июне заработали на 20% больше, чем в феврале. Снижение оборотов в этом сегменте на 16% наблюдалось в апреле за счёт сокращения количества покупок, в мае обороты начали восстанавливаться, уже в июне ситуация стабилизировалась полностью.


Такси из сегмента МСБ в 2,6 раз увеличили оборот в июне в сравнении с февралем, во время ограничительных мер оборот в сегменте только рос и несколько замедлился лишь после снятия ограничений.


Магазины товаров для дома почувствовали существенный всплеск покупательской активности после снятия ограничений. В апреле выручка в данном сегменте упала на 60%, в мае началось восстановление, в итоге оборот на 32% превысил показатель февраля.


У небольших книжных магазинов в июне оборот на 60% превысил февральский, при этом в апреле провал был до 88% в сравнении с мартом, однако сегмент стремительно восстановился.


Службы доставки ожидаемо также в плюсе, тут рост выручки июня в 2,3 раза по сравнению с февралем.


МСБ, которые в минусе


Тяжело выходят из сложившейся ситуации небольшие фитнес- и спортивные клубы: пока июнь им принёс лишь 14% февральской выручки.


Кафе и рестораны в июне отработали лишь 30% от оборотов до коронавируса.


Обувные и ювелирные магазины в июне отработали лишь половину от февральских оборотов.


Недобрали в июне порядка 30% выручки в сравнении с февралем фастфуд, медицинские клиники, магазины обуви и женской одежды, салоны красоты и парикмахерские. Учитывая падение оборотов во время ограничений, компаниям из этих отраслей особенно тяжело выходить из пандемии.


В июне получили выручку, сопоставимую с февральской, магазины косметики, стоматологии, оптики.


Закрылись и не открылись


Пандемию пережили не все компании МСБ, в том числе и среди отраслей, которые не относятся к пострадавшим.

«Ограничительные меры разорвали некоторые "пищевые цепочки", в итоге с рынка ушли те, кто формально не должен был пострадать», – отмечает глава департамента МСБ МКБ Виктор Жидков.


Так, закрылись 11% продуктовых магазинов, 24% кафе, 27% точек фастфуда, 18% салонов красоты, 40% мебельных и магазинов одежды, 28% точек по продаже цветов, 25% обувных магазинов и 17% магазинов косметики. Сокращения, пусть и незначительные, были по всем отраслям (за исключением такси и курьерских служб).


Источник