Численность трех из четырех компаний креативного сектора не превышает пяти человек — исследование

16 октября 2025 г.
  
Главное
Исследование, проведенное Минэкономразвития России совместно с сервисом по поиску работы SuperJob, показало, как представители малого и среднего бизнеса в сфере креативных индустрий ищут новых сотрудников и с какими барьерами сталкиваются при подборе кадров. Наиболее распространенной моделью организации трудового коллектива в креативном секторе является малая команда. Среди респондентов 74% работают в малых командах до пяти человек.


«Около 70-80% предприятий креативного сектора относятся к субъектам малого и среднего бизнеса. Это значит, что, как и другие предприниматели, представители креативных индустрий сталкиваются с нехваткой квалифицированных кадров и конкуренцией со стороны крупных корпораций и государственного сектора. В то же время для достижения национальной цели — увеличения вклада креативных индустрий в экономику страны до 6% ВВП — нам необходимо ежегодно привлекать не менее 75 тыс. новых специалистов. Совместные инициативы, такие как исследование с компанией SuperJob, позволяют нам глубже понять текущие тенденции на рынке труда, определить ключевые вызовы и в случае необходимости найти эффективные инструменты государственной поддержки, направленные на развитие креативного бизнеса и укрепление его роли в экономике России», — пояснила заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова.


Ключевым каналом поиска сотрудников для большинства остается сарафанное радио и рекомендации, а более 80% респондентов готовы рассматривать кандидатов без опыта, делая ставку на гибкость и обучаемость.


При выборе соискателей предприниматели прежде всего обращают внимание на личные качества и потенциал, а не только на формальные показатели. Это отражает современный запрос креативного сектора на работников, способных быстро адаптироваться и развиваться вместе с бизнесом. Ключевыми сложностями при подборе кадров предприниматели назвали нехватку специалистов с подходящим портфолио (57% респондентов), завышенные ожидания по заработной плате (52%) и конкуренцию с крупными компаниями (26%). Дополнительно отмечались трудности удержания персонала, сезонность спроса и недостаток мягких навыков у соискателей.


«Проведенное исследование отражает запрос креативного бизнеса на гибкость, скорость и личные качества соискателей, которые помогут компаниям повышать свою конкурентоспособность и реагировать на вызовы. Мы видим свою стратегическую задачу в том, чтобы помогать креативным индустриям преодолеть дефицит кадров, поэтому совместно с Минэкономразвития разрабатываем программу поддержки этих предприятий в вопросах подбора и удержания кадров», — прокомментировал вице-президент SuperJob Амир Сараков.


Наиболее распространенным форматом занятости остается работа в офисе на полный день (31%), однако значительная часть бизнеса готова предлагать гибридные схемы, проектную работу и фриланс. В качестве нематериальных бонусов лидирует гибкий график, а также корпоративные мероприятия, подарки к праздникам и скидки на продукцию компании. Дополнительно предприниматели инвестируют в обучение сотрудников и практикуют систему премий за результат.


Каждый третий предприниматель отметил, что никогда не сталкивался с отказами кандидатов от офера, однако среди тех, кто испытывал такую ситуацию, чаще всего речь шла о «молчаливом уходе» или выборе более выгодного предложения. Это отражает высокую конкуренцию за специалистов и указывает на необходимость для малого бизнеса выстраивать долгосрочные стратегии удержания кадров.


Фото: freepik.com


Telegram-канал «Мой бизнес»


Больше новостей по теме

В Волгограде при поддержке федеральных экспертов сформулировали «Креативный код» региона на стратегической сессии
В Волгограде при поддержке федеральных экспертов сформулировали «Креативный код» региона на стратегической сессии
5 декабря 2025
В Самарской области стартовал форум «Мой бизнес 63. Стратегии развития»
В Самарской области стартовал форум «Мой бизнес 63. Стратегии развития»
Мероприятия 
5 декабря 2025
Ростовская предпринимательница получила финансовую господдержку на развитие сети ресторанов
Ростовская предпринимательница получила финансовую господдержку на развитие сети ресторанов
Меры поддержки 
5 декабря 2025
12 компаний Алтайского края представили свою продукцию на международной продовольственной выставке «Петерфуд 2025»
12 компаний Алтайского края представили свою продукцию на международной продовольственной выставке «Петерфуд 2025»
Экспорт 
5 декабря 2025
В Башкортостане подвели итоги федеральной программы «СВОй бизнес»
В Башкортостане подвели итоги федеральной программы «СВОй бизнес»
Меры поддержки 
5 декабря 2025
Десять представителей Тверской области приняли участие в Международной продовольственной выставке в Санкт-Петербурге
Десять представителей Тверской области приняли участие в Международной продовольственной выставке в Санкт-Петербурге
Мероприятия 
5 декабря 2025
Калужский производитель фильтров принял участие в выставке Pharmtech & Ingredients в Москве
Калужский производитель фильтров принял участие в выставке Pharmtech & Ingredients в Москве
Экспорт 
5 декабря 2025
В Твери состоялась презентация Центра поддержки маркировки «Честный знак»
В Твери состоялась презентация Центра поддержки маркировки «Честный знак»
Образовательная поддержка 
5 декабря 2025
Участники программы «Герои Камчатки» узнали о системе поддержки бизнеса в регионе
Участники программы «Герои Камчатки» узнали о системе поддержки бизнеса в регионе
Меры поддержки 
5 декабря 2025